Потребители в Интернете подвергаются риску «умного» манипулирования ценами, говорят эксперты

Сложные компьютерные алгоритмы, используемые для установления цен на онлайн-рынках, подвергают потребителей риску сговора между продавцами, говорится в исследовании компьютерных ученых из Оксфордского института Интернета и Имперского колледжа.

Широко распространенное использование интеллектуальных алгоритмов и динамического ценообразования интернет-магазинами подвергает население риску «состязательного сговора», — утверждает доктор Люк Роше, ведущий автор работы «Состязательная конкуренция и сговор на алгоритмических рынках».

Исследование, опубликованное в журнале Nature Machine Intelligence, объясняет риски от «состязательного сговора», антиконкурентной практики, когда одна доминирующая фирма может манипулировать другими продавцами, имеющими более слабые алгоритмы ценообразования.

Исследование, соавторами которого являются доктор Арно Ж. Турнье и профессор Ив-Александр де Монтжой, подчеркивает, что такой «состязательный сговор» может иметь негативные последствия для потребителей, позволяя фирмам-участникам координировать свои цены и потенциально увеличивать свою прибыль за счет потребителей,

Доктор Роше говорит: «В онлайновой торговле все больше доминируют цифровые торговые площадки. Благодаря цифровым технологиям розничные торговцы теперь конкурируют на этих платформах на глобальном уровне. Чтобы не отстать от конкурентов, продавцы используют сложные алгоритмы для установления цен и реагируют в режиме реального времени на цены конкурентов».

Он продолжает: «Наше исследование показывает, как интеллектуальные алгоритмы машинного обучения могут находить уязвимые места в системе. Более сложные алгоритмы могут манипулировать более слабыми алгоритмами и, таким образом, вступать в сговор с целью повышения цен для всех».

Профессор де Монтжойе, старший автор исследования, добавляет: «Состязательный сговор поднимает новые вопросы регулирования и правоприменения. Наши результаты подчеркивают необходимость того, чтобы регулирующие органы в Великобритании, США и Европейском Союзе рассмотрели, как механизмы состязательного алгоритмического ценообразования могут незаметно подорвать конкурентоспособность онлайн-рынков и нанести вред потребителям».

«Мы считаем, что необходимы дальнейшие исследования, в которых ученые и политики будут работать вместе, чтобы попытаться решить эти важные вопросы на благо общества».

Исследователи призывают политиков и регулирующие органы рассмотреть возможность состязательного манипулирования алгоритмическим ценообразованием и предполагают, что такой сговор может выходить за рамки действующих законов о конкуренции или приоритетов правоприменения.